Хопёрцы

Казаки-мещеряки

Оригинал взят у sergiy_rode в казачество - поликонфессионально

Казачество исстари было полинациональным и поликонфессиональным

Слова «религия» и «политика» все чаще и чаще ставятся рядом. Это особенно опасно, когда мир переполнен противоречиями, порождающими беспорядки, и локально-региональные конфликты. Ниспровергаются одни символы, казавшиеся незыбленными для определенных мировоззренческих, конфессиональных и социальных групп, и утверждаются новые, посягающие на веру, власть и собственность. Люди доходят до состояния безумия от карикатур, книг, песен, фильмов, которые выливаются в противостояние, погромы и убийства.
Если проанализировать события последних лет в разных странах, можно прийти к выводу, что религия часто становится разменной монетой в политических игрищах. Кучка политиканов, защищая свою власть и собственность, стравливает людей по национальному или конфессиональному признаку, отвлекая внимание от себя и от социальных проблем. Это делается путем переписывания истории, намеренно искажаемых традиций, обычаев, культовых обрядов, подкармливания провокаторов, организацией непотребных перформансов и прочих скабрезных выходок.

Кроме того, церковь долгое время пребывавшая в забытьи сегодня хочет вернуть себе потерянную паству, прибрать в свое лоно как можно больше людей, которых можно использовать, в том числе во внутрицерковных разборках. В исламе та же история - расширение уммы, борьба за лидерство.
Поэтому совершенно не случайно сейчас в массы настойчиво вбивается мысль, что казаком может стать только православный.

Эта мысль явно опасная и вредная для казачества. Это, безусловно, глубокое заблуждение и дремучее невежество, проявляющееся в незнании подлинной истории казачества, отрицательно влияющее на его возрождение и выполняющее определенные политические цели.
Как говорится, испокон веков в северокавказские казаки, в донские, волжские, уральские, оренбургские, сибирские, официально принимались лица мусульманского, буддийского и иных вероисповеданий.

К сожалению, годы расказачивания сказались на исторической памяти людей, ибо было уничтожено несколько поколений, была нарушена связь передачи знаний, традиций и обычаев. Все это восстанавливается, возрождается кусками, хаотично, чем пользуются и умелые «царедворцы», и «ряженная» массовка, без казачьих корней, твердых убеждений, пришедшая в казачество из корыстных интересов.

Поэтому в данном материале попытаемся разобраться в сложном конфессиональном вопросе.
Итак, духовность, нравственность и профессионализм всегда были основой жизнеспособности казачества, которые вырабатывались веками.

Никто не спорит, что основой идеологии казачества является Православие, но так было не всегда. Был период, когда демографическая тенденция была не в пользу православных и в казачестве присутствовали значительные прослойки мусульман (башкиры, татары, ногайцы, горцы Кавказа, казахи и т.д.), буддистов (калмыки, буряты), приверженцев местных культов Поволжья, Урала, Сибири, Дальнего Востока. В незначительной степени встречались григориане, лютеране, католики и даже иудеи.

Любопытный факт. В истории казачества был период, когда казаков-мусульман было больше чем православных христиан, правда, со временем их процент значительно сократился.
В 1492 год хан Менгли-Гирей писал Ивану III, что войско его, возвращаясь из под Киева с добычею, было ограблено в степи «ордынским казаками». Об этих ордынских или «азовских» казаках-татарах неоднократно пишут русские летописцы со времен Ивана III. «Поле не чисто от азовских казаков», - сообщают в донесениях послы и пограничные воеводы государю.

Татарские казаки, так же как русские и украинские, не признавали над собой власти ни одного из соседних государей, хотя часто поступали к ним на службу. К примеру, отряды татарских казаков состояли на службе у Москвы и Польши. Король Сигизмунд-Август призывал к себе белгородских (аккерманских) и перекопских казаков и давал им хорошее жалованье. Но чаще всех привлекал их себе на помощь крымский хан, имевший постоянно в составе своих войск казачьи отряды. Татарские казаки были в военном, бытовом и экономическом отношении самостоятельной организацией. Поэтому польские летописцы, зная четыре татарские орды (Заволжскую, Астраханскую, Казанскую, Перекопскую), упоминали и пятую Казацкую, которая, в основном состояла из казаков-мусульман.
В Белоруссии, Польше, Литве служили казаки-мусульмане, так называемые литовские татары, потомки наемников-ордынцев, служивших у Гедимина и Витовта. Это были татары-казаки (служебное боярство). Они происходили из простых воинов, которые прибывали в Речь Посполитую в обозах ордынских мурз. Они получали небольшие участки земли и несли за это не только воинскую службу, но и исполняли обязанности в пользу великого князя и его царедворцев. К ним относились транспортная, курьерская, полицейская, караульная, охотничья службы, строительные работы.
Татары-казаки несли военную службу в родо-племенных хоругвях, однако создавали внутри них свои подразделения. В списках литовского войска (1528 г.) при каждой татарской хоругви числились особые отряды служебных бояр.

В XVI веке, в период захвата Ермаком Западной Сибири, уже были известны казачьи подразделения из тоболо-иртышских татар и «прочих магометян».

Особо отметим, что полинациональность и поликонфессиональность была характерной чертой практически всех казачьих общин в период их зарождения и становления. В конце XVI века на Тереке были основаны такие слободы как Черкасская, Окоцкая, Татарская, Кумыкская, Ногайская. Заметим, основывались они, в том числе кабардинцами, чеченцами, кумыками, ногайцами, на Урале - яицкая казачья община – татарами, башкирами и т.д.

Первыми казаками-мусульманами на Дону были этнические ногайцы в количестве около 120 бойцов (с семьями), переселившиеся на Нижний Дон и в 1623 году добровольно поступившие в казаки - под условие сохранения своей веры. Донцы называли их «донския татаровя», «наши татаровя» Основной их службой была разведка - наблюдение за местными тюркоязычными кочевыми племенами. Со временем мусульманская община увеличивалась, и в 1687 году близ Черкасска была основана станица Татарская. В 1802 году в ней уже насчитывалось 117 домов и 1 мечеть.

Близкой к татарам-казакам группой были мещерские казаки или касимовские татары. Казаки мещерские (они же мишари) - жители области Мещера (юго-восток современной Московской, Рязанская, частично Владимирская, Пензенская, север Тамбовской и далее до среднего Поволжья области) с центром в городе Касимов. Согласно некоторым источникам именовались еще как «городецкие» (от еще одного названия г. Касимова - Городец-Мещерский).

Мещерские казаки – «вольные удальцы лесостепной зоны», позже влились в состав верховых донских казаков. Станицы мещерских казаков граничили и со станицами Северного Дона. Самих мещеряков также охотно привлекали к государевой городовой и сторожевой службе. Мещера - в основе тюркизированные финно-угры, ассимилированные половцами. Историк Н.М.Карамзин так описывал мещерских казаков: «Сие имя означает вольницу наездников, удальцов, но не разбойников». Из мещерских казаков создавались отряды сопровождения дипломатических миссий в Персию, Крым, Турцию, Сибирь и т.д.

Предания о значительном числе мусульман в составе Яицкого (Уральского) казачьего войска были зафиксированы А.И. Левшиным («Описание киргиз-казачьих, или киргиз-кайсацких, орд и степей». По данным переписей 1718-1724 г.г. в Уральском казачьем войске было 6 % казаков неславянского происхождения, прежде всего - татар и башкир.

И вот еще показательный пример поликонфессиональности казачества. Согласно Указу императрицы Елизаветы Петровны от 27 июля 1744 года «О зачислении в Оренбургское казачье войско всех пришельцев, поселившихся в крепостях Оренбургской губернии» казачий статус получили ногайцы, которые вошли, подчеркнем, в мусульманскую группу войска.

Пе́тер Симо́н Палла́с знаменитый немецкий и русский ученый-энциклопедист, естествоиспытатель, географ и путешественник посетивший Яицкий городок в 1769 году, в своих записках свидетельствует, среди казаков было немало «некрещеных татар и кизельбашей (туркмены и каракалпаки)».

Много мусульман было и в командном составе казачьих войск. Например, в 1765 году в Уральском казачьем войске служили мусульмане - войсковой старшина Мавлекей Ицмагулов, командир 31-й Татарской сотни сотник Сапар Альметьев, хорунжие Амин Караганов и Абдулла Мемеков, подхорунжие и урядники Камбар Асанов, Кунмурза Асанов, Халил Асанов, Сатбай Асанов, Абдулла Асанов, казаки Аптакарим Тангаев, Муртаза Татарин, Асан Муханаев, Курган Ильбибаев и другие.

Этнограф А.И. Назаров провел тщательный историко-лингвистический анализ и выявил очень большой пласт уральских казачьих фамилий (в период с конца XVIII по начало XX вв.), значительная часть которых (более 300 фамилий) тюрко-мусульманского происхождения: Абдрахманов, Абдрашитов, Абдулгафаров, Абдулкадыров, Байтуллин, Бекарасланов, Бектимиров, Вагапов, Вахитов, Габайдуллин, Гайнуллин, Джайнбаев, Джангаев, Джаналиев, Джангулов, Джанзаков, Джантурлин, Женалиев, Жулдаев, Зайнетдинов, Зубаиров, Искендеров, Исмаилов, Кенжебеков, Кунакбаев, Мансуров, Менлибаев, Мурзарахимов, Мухаммедов, Насыров, Нигматуллин, Рахимбердин, Рахманкулов, Сатыбаев, Сеитов, Сулейманов, Тахматуллин, Тухтамишев, Узбеков, Уразаев, Файзуллин, Фаткуллин, Хазимуратов, Хамитов, Шамилев, Шарипов, Юсупов и т.д.

В конце XVIII века на Левобережье Дона было поселено 30 тысяч ногайцев, вошедших в состав казачьего сословия, а также представителей других тюркских этносов (турки, крымские татары, волжские татары и т.д.). Причем поселили на условиях сохранения старой, то есть мусульманской веры и обычаев. Никто их насильно не крестил.

В конце XVIII - начале XIX вв. на Кавказе были образованы станицы Александрийская, Гривенская, Луковская, Ново-Осетинская, Черноярская, Шелковская и др., основное население которых составили горцы-казаки, которых было также много в Кизляре, Терском городке и т.д. Основными мусульманскими группами среди казаков являлись ногайцы и татары - на Дону, представители адыгских народов (черкесы, шапсуги и т.д.) - на Кубани, представители горских народов (вайнахи, осетины, кумыки и т.д.) - на Тереке.

В параграфе 43 «Устава об управлении инородцев» от 22.07.1822 года указано: «Казачьи полки из кочующих, для охранения границ составленные, комплектуются по прежнему». То есть, было отмечено существование целых полков, составленных из «инородцев». Отметим, среди казаков было довольно много буддистов (калмыки, буряты), язычников (эвенки, финно-угорские племена и т.д.), однако мусульмане были вторыми по численности после православных христиан.

Весьма примечательная деталь. Наряду с русскоязычными школами в казачьих регионах создавались школы для казачьих детей из татар, ногайцев, калмыков и т. д. Открытие таких заведений диктовалось тем, что казаки не христиане, входившие в войска, держались своих обычаев и не знали русского языка, что затрудняло их общение в казачьей среде.


Таким образом, можно утверждать, что казачество всегда было полинациональной и поликонфессиональной общностью, что позволяло ему выживать и приспосабливаться к любым условиям. А заявления, что казаком может быть только православный отдает близорукостью, сокращает базу казачества в национальных регионах, ведет к межнациональному противостоянию, играет на руку врагам России.

http://okvrussia.ru/forum/viewtopic.php?f=28&t=1984
promo russian_om март 4, 2015 00:04 4
Buy for 10 tokens
БОРИСОГЛЕБСК - БЕТОН Адрес: Воронежская область, г. Борисоглебск, ул. Матросовская 111 офис 1. тел. 8(47354) 6-65-32, факс 8(47354) 6-77-16 e-mail: zao.perspektiva@mail.ru Борисоглебск-Online Подробнее на Городском форуме